На страже Ваших интересов с 1866г.
Главная  >  Новости  >  Предлагается выделять детям отдельных адвокатов в случае развода родителей

Предлагается выделять детям отдельных адвокатов в случае развода родителей

07 / 08 / 2020  

Когда в семье проблемы, то это негативно сказывается на детях. В зависимости от возраста их реакция на трудности взрослых, свидетелем которых они становятся, может проявляться в виде агрессии или проблемного поведения. Сильное влияние оказывает любое изменение в составе семьи. Развод по степени значимости стоит на первой ступени. Все родители знают правила, но практически никто их не соблюдает: нельзя выяснять отношение при ребенке. Он может не понимать всего, что происходит, но улавливать интонацию. Таким образом, сам того не желая, он становится третьей стороной конфликта.

Интересы ребенка превыше всего

Государство решило помочь отстоять несовершеннолетним свои права при тяжелом разводе родителей. На рассмотрении находится проект по созданию института специальных детских адвокатов. В полномочия суда предполагается включить возможность назначить защитника, государственного представителя, который будет отстаивать интересы несовершеннолетнего. Для получения соответствующей квалификации адвокат должен будет пройти специальное обучение. В дальнейшем из списков таких сотрудников будет создана информационная база.

Инициативу подготовил признанный эксперт в области семейного права, основатель известного общественного движения Виктория Дергунова. Поводом к закреплению в действующем законодательстве помощи несовершеннолетним без согласия их представителей стали громкие скандалы.

Один из них случай с девочкой, получивший огласку во многих СМИ. Она жила шесть лет в перинатальном центре, при этом против мамы и папы — законных представителей — никто не мог выйти с иском по ограничению прав. Даже органы опеки в таком случае бессильны, чтобы адекватно оценить интересы девочки. История вызвала общественный резонанс, следствием которого было логичное заключение: ребенок должен жить в семье, если к этому нет препятствующих обстоятельств. Если действия родителей не соответствуют интересам малыша, наделение адвокатов правом квалифицированной помощи может в корне изменить ситуацию.

По мнению Виктории Дергуновой, поправки должны быть внесены:

  • в Семейный кодекс РФ;
  • в Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
  • в Закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Инициатива вызвала споры

Если сейчас правозащитник видит, что интересы ребенка не соблюдаются, то единственное, что он может сделать — сказать родителю, что так нельзя поступать. Результатом такой «дидактики» часто становится отказ от услуг адвоката, потому что он всегда должен бороться за интересы доверителя и не идти против его воли.

Конечно, у проекта нашлись как сторонники, так и противники. Вторые не без оснований опасаются за слишком серьезное вмешательство в институт семьи. В качестве доводов на такого рода заявления ответ поддерживающих инициативу прост: скандальный развод уже сам по себе факт пошатнувшихся семейных ценностей.

Родители добровольно, осознанно привлекают разрешить конфликт посторонних, среди которых и адвокат, и судья, и приставы, и даже свидетели. Часто под этим скрывается желание как можно больше навредить уже бывшему любимому мужу или жене. При противостоянии посередине оказывается ребенок, которого каждый старается перетянуть на свою сторону, совершенно не думая о психическом состоянии еще не сформировавшейся личности.

Кто будет платить?

В вопросах финансирования предполагается два пути:

  1. Услуги детского адвоката предоставляет государство.
  2. Автоматическое включение защитников в систему государственной бесплатной юрпомощи.

В регионах с налаженным системой предоставления услуг адвокатов льготникам и социально незащищенным слоям населения оплата будет производиться из местного бюджета.

Сторонники отстаивают более принципиальную сторону вопроса — разрешение напрямую представлять интересы несовершеннолетнего. Так, например, среди противников инициативы выступила эксперт КС НКО, председатель Московской коллегии адвокатов Виктория Данильченко. Ее обоснование вопроса в том, что правозащитник не сможет исключить общение с тем родителем, с которым ребенок будет проживать в текущий момент.

Федеральная палата адвокатов поддержала законопроект

Ведущий специалист департамента Юлия Корухова рассказала, что в большинстве семейных конфликтах ребенок оказывается меньше всего защищен с правовой точки зрения. Суд может не учитывать его интересов, поскольку он не является непосредственным участником судебного процесса, а в некоторых случаях может даже о нем не знать.

В тему: Страсбургский суд лишил «пассивного» родителя прав

Женщина подала иск в Октябрьский районный суд. Она потребовала лишить мужчину — биологического отца — родительских прав. После развода она вышла замуж за человека, который не только наладил отношения с мальчиком, но и стал ему «настоящим» отцом. По словам женщины, ребенку сложно принять, что он носит «чужие» фамилию и отчество, и нынешний муж хочет усыновить мальчика.

Поскольку биологический отец так и не смог доказать участие в воспитании и содержании своего ребенка, его лишили прав. В ответ он подал подал жалобу в Европейский Суд, который, в свою очередь, поддержал позицию Минюста России. Была дана оценка всем обстоятельствам, и решение было принято в соответствии с интересами ребенка, которые заключаются в сохранении фактического состава семьи. По мнению ЕСПЧ, существующие, налаженные семейные связи между супругами и детьми приоритетнее, чем биологические.

Мнения разделились

За

Ведущий специалист по правовым вопросам Департамента по адвокатуре ФПА РФ Юлия Корухова выступила в поддержку законопроекта о назначении судом отдельного адвоката для ребенка. Она рассказала, что во время семейной тяжбы, рассмотрении конфликта в суде родители не всегда могут учитывать интересы малолетних сына/дочери как субъекта права. Сотрудники опеки имеют главным образом педагогическое образование. А другие специалисты — прокурор или уполномоченный по правам ребенка — представляют сторону несовершеннолетнего только при угрозе жизни, здоровью, а также уже причиненного ему тяжкого вреда. Перед принятием законодательных поправок требуются детальное изучени и проработка вопроса.

Против

Приведем доводы опять же Виктории Данильченко. Кроме того, что не ясно, на каких основаниях правозащитник будет строить защиту, уже есть органы, которые отвечают за интересы несовершеннолетних. В зависимости от обстоятельств конкретного дела, суд вправе принять их заключения или же отклонить. Работа детских адвокатов могла бы распространяться на определенную возрастную категорию 14+, когда формирующаяся личность может рассказать о своем видении ситуации и продемонстрировать свою позицию. Однако это лишнее, поскольку суд уже с 10 лет обязан принимать во внимание интересы ребенка.

Вернуться к новостям